Фехтование

Фехтование в России.

altЗарождение отечественного спортивного фехтования. Зарождение фехтования у нас в стране относится к 17 в. Первоначально оно развивалось как часть воинского искусства и имело сугубо прикладное значение. 

Большое внимание уделял фехтованию Петр I. Соответствующие упражнения входили в систему подготовки воинов российской армии. С начала 18 в. «рапирная наука» становится обязательным предметом в военных учебных заведениях: сначала – в Школе математических и навигационных наук, затем – в Морской академии наук (а позже – и в Кадетском корпусе). Преподавали фехтование иностранные специалисты. Учащиеся, имевшие по этой дисциплине отличные оценки, получали дополнительное жалованье. Для дворян совершенство в «шпажной битве» считалось обязательным.

Постепенно все большее развитие получает спортивное фехтование. В 1778 состоялись первые в России соревнования. Приблизительно в это же время на Златоустовском заводе был изготовлен первый в стране спортивный клинок.

В 1816 в Санкт-Петербурге открывается первая фехтовальная школа, где готовили учителей и инструкторов. Помимо Москвы и Петербурга, спортивное фехтование культивируется в Севастополе, Омске, Смоленске и некоторых др. городах. Среди любителей фехтования были А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и др. известные люди той поры.

Основоположниками российской школы фехтования стали И.Сивербрик, автор Руководства к изучению фехтования на рапирах и эспадронах и А.Соколов, написавший Начертания правил фехтовального искусства. Оба были не только теоретиками, но и – наряду с др. российскими мастерами – замечательными практиками фехтования. Их пособия вышли в 1850-е. А в 1855 в Петербурге открывается Фехтовально-гимнастический зал Отдельного гвардейского корпуса, ставший первым в истории отечественного фехтования обществом, которое имело официальный устав. Именно там в 1860 прошли и первые в России официальные соревнования по фехтованию (среди офицеров) на рапире, эспадроне и винтовке с эластичным штыком.

Во второй пол. 19 в. вводится обучение фехтованию в гимназиях и университетах. В кон. 19 – нач. 20 вв. в Москве, Петербурге и др. городах открываются частные фехтовальные курсы, классы, залы и пр. Спортивное фехтование культивируется теперь не только в армейской среде.

В 1899–1916 ежегодно разыгрывалось первенство России по фехтованию на рапире и эспадроне. В программу первого Фехтовального турнира военных училищ (1908) впервые были включены состязания шпажистов. Фехтование входило в программу Всероссийских олимпийских игр 1913 и 1914 (примечательно, что на Олимпиаде 1913 впервые прошли соревнования по фехтованию среди женщин – на рапирах). Сильнейшие российские фехтовальщики (П.Заковорот, А.Мордовин, Т.Климов, С.Агафонов и др.) принимали участие в международных турнирах. В 1912 состоялся их дебют и на Олимпийских Играх, но призовых мест там наши мастера фехтования занять не смогли.


Фехтование в СССР. В 1918 открывается Гимнастико-фехтовальная школа Петроградского военного округа, а год спустя в Москве – Главная военная школа физического образования. Основными преподавателями в них были известные до революции фехтовальщики: П.А.Заковорот, П.К.Малахов, А.П.Галкин, Т.И.Климов и др. Климов, кроме того, долгое время оставался и сильнейшим спортсменом страны в фехтовании на саблях и рапирах.

Отношение к фехтованию – особенно в первые годы Советской власти – было неоднозначным. Немало спортивных руководителей считали его совершенно ненужной для советского человека «аристократической забавой». Нередко фехтовальщиков иронически называли «дуэлянтами». Но были у этого вида спорта и свои приверженцы.

В нач. 1920-х в разных городах страны появляются фехтовальные кружки. Проводятся городские и областные соревнования (включая первенства среди военнослужащих): так, в 1924 прошел первый чемпионат Москвы. Год спустя основана Всесоюзная секция фехтования (с 1958 – Федерация фехтования СССР). Фехтование было включено в программу Всесоюзной Спартакиады 1928. Общесоюзные чемпионаты поначалу не проводились, вместо них устраивались «Слеты мастеров». В 1938 впервые прошел чемпионат страны, с 1943 ставший ежегодным.

Не один год продолжался у нас спор фехтовальных «классиков», придерживавшихся строгих технических канонов и тактических схем, и «новаторов». Правоту последних во многом подтвердили итоги выступления наших фехтовальщиков в 1935 в Стамбуле на советско-турецкой спортивной встрече (это были первые международные соревнования для советских мастеров клинка). В большинстве поединков победу одержали хозяева, ничуть не превосходившие наших спортсменов по технике, но фехтовавшие в более современной и «раскованной» манере.

Тем более отрадно появление в 1930-е такого одаренного спортсмена, как В.Вышпольский, – самого яркого представителя нового фехтовального поколения. Выступавший на всех видах оружия (тогдашними правилами это разрешалось), он более 20 раз выигрывал звание чемпиона СССР.

Немало внимания уделялось развитию в стране детского фехтования. В 1935 в Ленинграде открылась первая специализированная спортивная школа для детей. Чуть позже подобные учебные заведения появились в Москве, Ростове, Харькове и др. городах.

Со временем расширяется «фехтовальная география» страны, больше и разнообразней становится соревновательная программа. С 1948 разыгрывается первенство СССР среди юниоров, чуть позже стали проходить чемпионаты страны среди подростков от 15 лет. Помимо первенства страны в разных возрастных категориях разыгрывался также Кубок СССР. В разное время проводилось множество др. общесоюзных и региональных соревнований.

Первый после 1935 контакт советских фехтовальщиков с зарубежными коллегами состоялся в 1951, когда в СССР приехали венгерские мастера и провели матч, а также серию тренировок с нашими спортсменами (подобные совместные сборы стали затем регулярными). Эта встреча наглядно продемонстрировала некоторые серьезные упущения в подготовке наших мастеров: в том числе чрезмерное увлечение «физикой» в ущерб технике.

В 1952 Всесоюзная секция фехтования вступила в ФИЕ. Поначалу наши фехтовальщики выступали на международных соревнованиях не очень успешно. На Олимпийских Играх-1952 ни в одном виде программы они не смогли попасть в финальную шестерку. Отчасти это связано с тем, что в предшествующий период в СССР использовалась преимущественно «массовая методика» обучения фехтованию, – и в основном на тяжелых видах оружия: получивший немалую популярность еще до Великой Отечественной войны чемпионат СССР по фехтованию на карабинах с эластичным штыком (вес такого карабина составлял ок. 2,5 кг) проводился вплоть до 1958. Сказывалась и многолетняя наша изоляция от мирового фехтования, а также то, что у нас продолжало культивироваться фехтовальное многоборье (лишь в нач. 1950-х руководство Всесоюзной секции фехтования приняло решение перейти к «узкой специализации»).

Вторая пол. 1950-х стала временем первых успехов советского фехтования в мире. В 1955 Марк Мидлер и Надежда Шитикова одержали первую победу на официальных международных соревнованиях (на турнире в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов). На Олимпийских Играх-1956 завоеваны первые «фехтовальные» олимпийские награды – бронзовые медали саблистов в командном и индивидуальном (Лев Кузнецов) зачете. В том же году советские спортсменки выиграли женский командный Чемпионат Мира, победив в финале француженок. В 1957 Александра Забелина получила первый наш индивидуальный мировой титул. А год спустя на Чемпионате Мира в США советские фехтовальщики впервые заняли первое место в общекомандном зачете, получив в общей сложности 8 наград: 3 «золота» (в индивидуальных – Валентина Растворова – и командных женских соревнованиях, а также в мужской сабле – Яков Рыльский), 4 «серебра» и «бронзу». Советские спортсмены стали первыми в истории обладателями «Большого приза наций», вручаемого ФИЕ за общекомандную победу на мировом первенстве и Олимпиаде. А Олимпийские Игры-1960 принесли нам и первое олимпийское «золото»: в личном (Виктор Жданович, рапира) и командном (мужская и женская рапира) видах программы.

1960–1970-е стали периодом расцвета советского фехтования. В это время у нас окончательно формируется своя фехтовальная школа – более «интеллектуальная» и разностороння, чем западные, – закладывается хорошая научная база. В те годы в СССР было подготовлено огромное число высококлассных мастеров, в равной степени претендовавших на места в национальной сборной: конкуренция в главной команде страны была очень высока. Именно по этой причине некоторые неофициальные состязания, где число представителей от одной страны не ограничивалось (например, турнир «Московская сабля»), по составу участников были даже сильнее, чем чемпионат мира и другие официальные турниры. Советская школа получила заслуженное признание во всем мире, а в 1963 за большие успехи наших спортсменов и за вклад в развитие мирового фехтования Федерация фехтования СССР награждена высшей наградой ФИЕ – Кубком Роберта Фейерика.

Советские спортсмены установили несколько своеобразных командных и личных достижений. К примеру, победив на Чемпионате Мира-1959, мужская команда рапиристов 8 лет не проигрывала ни одного соревнования. На мировых чемпионатах 1967 и 1979 советские фехтовальщики завоевали 6 (из 8) золотых медалей. Наши команды, – прежде всего ЦСКА, «Динамо» и «Буревестник» – не раз выигрывали Кубок Европы среди клубов. А у рапириста Александра Романькова больше всех индивидуальных мировых титулов в фехтовании – 5, завоеванных в период с 1974 по 1983. Четырежды выигрывали Олимпийские Игры (в личных и командных соревнованиях) Елена Белова, Виктор Сидяк и Виктор Кровопусков. По три олимпийских титула у Виктора Ждановича, Галины Гороховой, Татьяны Самусенко, Александры Забелиной и Владимира Назлымова.

В числе лучших советских фехтовальщиков, помимо уже упомянутых в этой статье, также А.Пономарева, Г.Крисс, Э.Ефимова, У.Мавлиханов, А.Никанчиков, Б.Хабаров, Г.Свешников, М.Ракита и мн. др. В развитие советской школы фехтования огромный вклад внесли замечательные тренеры, многие из которых в свое время сами становились победителями национальных и международных соревнований: В.А.Аркадьев, Р.И.Чернышева, М.П.Мидлер, И.И.Манаенко, Д.А.Тышлер, М.С.Ракита и др.



Современный этап. После не очень убедительного выступления на Олимпийских Играх-1992 в Барселоне фехтовальщиков Объединенной команды СНГ многие зарубежные эксперты пришли к выводу, что страны бывшего СССР (в том числе Россия) вряд ли теперь смогут составить серьезную конкуренцию ведущим фехтовальным державам. Но их прогнозы не оправдались. У нас в стране осталось достаточно квалифицированных специалистов, сохранилась существовавшая ранее система подготовки спортсменов и преподавателей (от детских спортивных школ до ВУЗов) с собственной уникальной методикой.

После побед, одержанных в сер. 1990-х на различных международных соревнованиях, наши фехтовальщики добились значительных успехов на Олимпийских Играх-1996, где россияне впервые выступали как отдельная команда: в 10 видах программы 4 «золота» (включая победу в шпаге – после более чем 30-летнего нашего перерыва – Александра Бекетова), 2 «серебра» и одна «бронза».

Позиции России в мировом фехтовании по-прежнему сильны. На Чемпионате Мира в 2001–2003 наши мастера завоевали более трети всего «золота»: 13 первых мест (из 36) – больше, чем какая-либо другая страна. Победные традиции отечественного фехтования получили достойное продолжение. Так, мужская сборная команда саблистов трижды оказывалась сильнейшей на Олимпийских Играх, доведя общее число наших олимпийских побед в этом виде программы до семи, а завоеванный ею в 2003 мировой титул стал 19-ым в истории российского (советского) фехтования.

Лидер команды саблистов Станислав Поздняков – самый титулованный российский фехтовальщик: 4-кратный победитель Олимпийских Игр, многократный чемпион мира, Европы и обладатель Кубка мира. В числе наших ведущих спортсменов недавнего прошлого и настоящего также Г.Кириенко, П.Колобков, С.Шариков, Т.Логунова, Д.Шевченко, С.Бойко, А.Фросин, О.Ермакова, К.Азнавурян и др.

Федерация фехтования России основана в 1992 (президент – А.Усманов). Объединяет организации почти 40 субъектов РФ. Входит в состав ФИЕ. Проводит чемпионат страны (среди спортсменов разных возрастных категорий), разыгрывает Кубок России, организует турниры в рамках розыгрыша Кубка мира.



Фехтование в инвалидных колясках. Входит в программу Паралимпийских игр (см. ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ), начиная с самой первой Паралимпиады 1960-го в Риме. (Сама идея подобной спортивной дисциплины была предложена несколькими годами раньше сэром Людвигом Гатманном.) Тогда фехтовальщики соревновались в трех видах: мужчины вели единоборство на саблях (в индивидуальном и командном зачете), а женщины – на рапирах (в личном зачете). Во всех трех видах первенствовали итальянцы, которые по сей день остаются в числе лидеров мирового фехтования на колясках. В 1960-е к ним присоединились Франция и Великобритания. Традиционно сильны спортсмены Германии, Израиля, Венгрии и Польши. Первоначально получившее признание в Европе, в начале 1990-х фехтование в колясках нашло немало приверженцев в Азии и Северной Америке, что подтверждает успешное выступление на Играх 1996–2004 спортсменов из Гонконга (в Афинах в числе победителей были также представители Китая и Таиланда).

С развитием соответствующей техники менялись правила и программа соревнований. В отличие от классического фехтования, здесь бой ведется в статичном положении на дорожке длиной 4 м: коляски при помощи специальных металлических конструкций фиксируются на месте. По правилам, тот из участников боя, у кого короче руки, выбирает дистанцию, на которой будет идти поединок. Во время схватки фехтовальщик должен держаться свободной рукой за кресло. Правилами не разрешается также приподниматься в кресле или отрывать ноги от подножки.

У рапиристов и саблистов поражаемая поверхность такая же, как в «обычном» фехтовании, у шпажистов – все тело выше пояса. Попадания регистрируются с помощью электрофиксатора. Укол в поражаемую поверхность приносит очко.

На предварительном этапе бой идет до 5 уколов не дольше 4 мин, по истечении которых победителем объявляется спортсмен, нанесший к этому моменту больше уколов сопернику. Далее соревнования проходят по системе с выбыванием: поединки идут до 15 уколов и делятся на три 3-минутных раунда с минутными перерывами между ними. По истечении времени боя победителем считается фехтовальщик, набравший больше очков, при ничейном исходе назначается дополнительная минута – до первого укола. В соревнованиях команд (состоящих из трех человек) матч идет до 45 уколов.

И мужчины, и женщины разыгрывают индивидуальное и командное первенство по рапире и шпаге, соревнования по сабле проводятся только среди мужчин. В общей сложности фехтовальщики разыгрывают на Паралимпийских играх 15 комплектов наград – в категориях A и B (принадлежность к той или иной категории определяется степенью подвижности спортсмена; участники категории C в Играх не участвуют).

Живой легендой фехтования на колясках стал венгерский рапирист Пал Секереш – единственный в мире спортсмен, сумевший стать призером и Олимпийских, и Паралимпйиских игр. Завоевав «бронзу» на Олимпийских играх-1988, он в результате автокатастрофы получил тяжелую травму, но вернулся в спорт, и на Паралимпийских играх 1992 в Барселоне выиграл золотую медаль. На Играх в Атланте в 1996 он победил в рапире и в сабле, добавив затем в свою коллекцию наград «бронзу» на соревнованиях в Сиднее и Афинах.

Боевое (историческое) фехтование. Термин «историческое фехтование» появился у нас в стране в начале 1990-х. Так называется вид спорта, в котором, в отличие от классического фехтования, поединки ведутся на тяжелых видах оружия, аналогичных средневековым мечам и пр. Немалый вес оружия и экипировки бойцов (до 30 кг), а также запрет на уколы (правилами допускаются только рубящие удары) сказываются на технике боя и предъявляют серьезные требования к физической подготовке спортсменов. В поединках без использования щитов нет деления на весовые категории, в соревнованиях щит-меч есть: до 70 кг, до 85 кг и свыше 85 кг. По новым правилам, поражаемой поверхностью считается все тело соперника – за исключением паха. Победитель определяется по числу нанесенных ударов.

Обязательное условие – соответствие оружия и костюмов участников избранной исторической эпохе (используемые в поединках современные защитные средства обязательно должны быть прикрыты костюмом, а сам он – выполнен из аутентичных материалов), а в программе соревнований, помимо единоборств, есть также номинация «Реконструкция исторических доспехов». Турниры и показательные выступления нередко проводятся в соответствующем историческом антураже.

Боевое фехтование возникло из увлечения «исторической реконструкцией». В 1970–1980-е в разных странах стали появляться военно-исторические клубы, ориентированные на изучение определенных эпох прошлого. Проводились костюмированные парады и праздники, одной из их составляющих стали со временем спортивные поединки.

У нас в стране насчитывается несколько десятков таких клубов (в Москве, Красноярске, Перми, Хабаровске, Иркутске и др. городах), – в том числе и официально зарегистрированные. Проводятся городские, региональные и общероссийские соревнования (в 1990-е сложилось несколько систем проведения поединков, включая разный порядок подсчета очков). Турнир «Меч России» приобрел статус национального чемпионата (в 2004 прошел уже восьмой чемпионат). В 1997 создана Федерация исторического фехтования России. Во второй половине 1990-х начались активные выезды за границу и тесные контакты с европейскими клубами.


Сценическое (театральное) фехтование. Обязательная учебная дисциплина во всех театральных вузах. Артистам часто приходится разыгрывать на сцене и на киноэкране единоборства с использованием холодного оружия – соответственно сюжету и изображаемой исторической эпохе. Это может быть и средневековый бой на шпагах с применением плаща, и античная битва с мечами и щитами, и поединок на «случайно» попавшихся под руку бытовых предметах. Чтобы достоверно и убедительно изобразить подобные схватки, надо овладеть основами фехтовальной техники, что объединяет сценическое фехтование со спортивным. (Иногда фехтовальщики-профессионалы не только помогают ставить бои, но и сами участвуют в них в качестве дублеров.)

В то же время есть между ними и серьезные различия – прежде всего в сути единоборства. Цель спортивного поединка – победа над соперником. В постановочном бою главное – зрелищность и драматический эффект. Различаются они и по технике исполнения: спортивный бой проходит на исключительно высоких скоростях и нередко с использованием приемов, которые способны «заметить» и по достоинству оценить лишь специалисты. Постановочный бой должен быть максимально понятен и интересен и непосвященному в тонкости фехтования зрителю, он должен сочетать в себе правдоподобие и яркие внешние эффекты. Это, по сути, хорошо отрепетированная гимнастическая композиция с использованием оружия.

В спортивном поединке импровизация, неожиданные для соперника действия – одно из слагаемых успеха. В сценическом фехтовании малейшая «отсебятина» может испортить общую картину и привести к травме актера и его партнеров. С другой стороны, бой на фехтовальной дорожке всегда проходит по единым правилам, а постановочные поединки заметно отличаются один от другого по количеству участников, порядку их появления (и ухода), расположению противников относительно друг друга и типу используемого оружия. Здесь могут возникать невозможные в спортивном фехтовании ситуации (например, обезоруживание кого-то из участников), а некоторые из используемых приемов абсолютно недопустимы в соревнованиях: толчок противника, удар рукояткой оружия (рукой, головой) и т.д.

Понятие о сложности приемов сценического фехтования во многом связано с безопасностью участников боя. К примеру, «ранить» или «убить» противника уколом проще, чем ударом: при большом по амплитуде ударе остановить оружие в минимальной близости от туловища или провести его мимо – но так, чтобы этого не заметили зрители, – довольно сложно. К тому же актерам часто приходится фехтовать с незащищенным лицом, – а иногда и телом.

Зародилось сценическое фехтование одновременно со спортивным. В целях пропаганды своей школы мастера фехтования (например, знаменитый итальянский фехтмейстер А.Мароццо) устраивали показательные бои с демонстрацией «фирменных» приемов – и целые «гастроли». Батальные сцены стали также неотъемлемой частью театральных постановок, а позже и кинофильмов.

В наше время сценическое фехтование – это еще и своеобразная спортивная дисциплина. Правила соревнований были разработаны во Франции, где действует немало клубов сценического фехтования и регулярно проводятся национальные чемпионаты. Весной 2004 там прошел и очередной чемпионат мира (следующий состоится в Германии в 2008.)

Участники соревнуются в трех видах программы (сольные, парные и групповые – 8 человек – выступления), представляя 3-минутные композиции с музыкальным сопровождением или без него. (Выступление может также сопровождаться репликами участников.) Судьи оценивают замысел и качество постановки в целом, технику и артистизм исполнения, а также (обязательное условие) соответствие костюмов и оружия избранной эпохе. По правилам, в турнирах могут участвовать лица не моложе 18 лет.

В России эта спортивная дисциплина делает первые шаги. 

Читать так же:  Ушу, процесс формирования ушу, история ушу

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button