Фехтование

Из истории фехтования.

altФехтование в древности и в Средние века. Единоборство на различных видах холодного оружия известно с древнейших времен. Судя по сохранившимся до наших дней барельефам в храме Медин Абу (приблизительно 1190 до н.э.) и письменным упоминаниям более поздних эпох, такие поединки практиковались еще в Древнем Египте. В Римской империи преподаватели обучали воинов секретам обращения с холодным оружием. Гай Юлий Цезарь, известный как большой поклонник боевых единоборств, разработал специальные «фехтовальные» правила для своих воинов. Большое распространение получили в Риме гладиаторские сражения, – по сути, поединки бойцов-профессионалов. Не меньшей популярностью «игра клинками» пользовалась в Древней Греции (об этом, в частности, упоминает Гомер в Илиаде), там существовали свои школы обучения «фехтовальному» мастерству. В Индии в свое время была создана «святая книга», в которой излагались принципы упражнений с оружием. В Японии и Китае практиковалась борьба на бамбуковых палках. Знали о единоборстве на холодном оружии в Вавилоне и в Персии. 

В Средние века фехтованием на клинковом оружии занимались преимущественно представители знати (а фехтование как таковое считалось одной из «семи благородных рыцарских страстей»), простолюдины сражались на обычных палках, обитых железом, и алебардах. Самым ранним из дошедших до нас письменных упоминаний о фехтовании тех времен (с описанием соответствующей техники) считается манускрипт, созданный на юге Германии приблизительно в 1300.

С появлением и развитием огнестрельного оружия в 15–16 вв. мощные воинские доспехи постепенно теряют свои былые защитные функции и выходят из употребления, что позволило существенно облегчить используемое в бою холодное оружие. Но еще раньше получили широкое применение те его разновидности, которыми можно было наносить колющий удар в отверстия или щели в латах. Именно по этой причине стали сужать острие клинка у меча, что в результате ряда модификаций привело к появлению шпаги, со временем полностью вытеснившей меч из боевого арсенала, – и зарождению фехтовального искусства, т.е. искусству обращения с более легким по весу и колющим (или колюще-рубящим) оружием, искусству, основанному не на физической силе, а на технике и тактике единоборства.

Родиной фехтования считается Испания. Там в свое время началось производство знаменитых толедских клинков, отличавшихся легкостью и прочностью. Там же, – а позже и в др. европейских странах – получили распространение дуэли на холодном оружии. Считается, что в Испании вышли (во второй пол. 15 в.) и первые книги по истории фехтования. В Испании, а также Италии, Франции и Германии начинают складываться основы национальных школ владения шпагой.

В 16 в. итальянские мастера классифицируют основные фехтовальные действия и приемы и предпринимают попытки определить принципы фехтования как такового. В 1517 в Италии выходит первое в истории пособие по фехтованию, написанное А.Мароццо. (В 16–17 вв. многие мастера разрабатывали собственные стили фехтования и пытались популяризировать их не только при помощи показательных боев, но и авторских учебных пособий.)

В 17 в. новым центром мирового фехтования становится Франция, где на первый план выходит система работы с колющей шпагой: в итальянской школе она использовалась и как рубящее оружие. Французские мастера усовершенствовали технику и методику обучения, ввели ряд принципиальных новшеств, способствовавших развитию и спортивного фехтования тоже (одно из главных – защитная маска). В 1570 А.Сен-Дидье предложил свою систему обозначений для основных фехтовальных движений, большинство этих терминов используются по сей день, а французский язык по-прежнему остается «официальным» языком фехтования.

К нач. 18 в. в разных странах складываются несколько общемировых школ, главные среди них – итальянская и французская, помимо всего прочего, подарившие фехтовальному миру «итальянскую» и «французскую» рукоятки для клинкового оружия.


Зарождение и развитие спортивного фехтования. Спортивное направление в фехтовании зародилось в 14–15 вв. в Италии и Германии. Три принципиальных новшества, связанные с практикой тренировочных боев, способствовали его популяризации: появление легкого и безопасного оружия (рапира); разработка – в том числе, в целях безопасности участников – определенных правил единоборства, включая ограничение поражаемой поверхности; создание защитной амуниции – прежде всего маски. В конце 17 в. во Франции сложились основные принципы спортивного фехтования. Постепенно оно входит в моду у привилегированных сословий.

Различия в правилах (а также технике и тактике) современного фехтования на различных видах оружия во многом связаны с историей их происхождения. Спортивная сабля произошла от кавалерийского клинка: в конном поединке часто наносились рубящие удары – в основном до пояса, что и предопределило размер поражаемой поверхности и допустимые приемы атаки на соперника в поединке саблистов. Шпага – дуэльное по происхождению оружие. На дуэли укол в любую часть тела противника оказывался «результативным», при этом важно было нанести укол первым, не пропустив ответный выпад. По таким же правилам и принципам ведется сейчас шпажный бой. Самые «щадящие» условия борьбы у рапиристов. Ведь рапира и создавалась как исключительно тренировочное оружие. С рапиры начинали когда-то свое обучение все новички, она была единственным оружием, на котором дозволялось фехтовать женщинам, а благодаря малому весу с ней вполне могли управиться и дети. Понятие «тактической правоты» тоже возникло из практических потребностей тренировочного боя, готовившего человека к реальным боевым единоборствам: прежде, чем провести собственную атаку, надо отразить нападение противника.

Окончательное формирование фехтования как вида спорта происходит в 19 в. Наибольшее распространение оно получает в Италии, Франции, Германии и Австро-Венгрии. Открывается все больше фехтовальных классов и залов. В середине столетия в спортивную практику входят международные встречи между фехтовальщиками стран-соседей – чаще всего это были матчи Франция – Италия. Постепенно определяются основные правила и программы официальных соревнований, а также стандарты фехтовального оружия и защитной амуниции.

В конце 19 в. к традиционно сильным фехтовальным державам – Италии и Франции – присоединяется Венгрия, чьи мастера произвели настоящий переворот в системе фехтования на саблях: в обращении с оружием они делали упор не на силу, а на работу пальцами.

В 1891 в США создается Лига фехтовальщиков-любителей Америки (ныне – Фехтовальная ассоциация США), первая подобная организация в истории мирового фехтования. В 1902 свое общенациональное фехтовальное объединение формируется в Великобритании, в 1906 – во Франции, а затем и в некоторых других государствах.

В принятых в разных странах правилах по фехтованию существовали определенные – иногда весьма существенные – расхождения, что создавало немало проблем при проведении международных встреч и соревнований, включая официальные. В ноябре 1913 на встрече представителей национальных федераций и фехтовальных клубов 10 стран создана Международная федерация фехтования (ФИЕ – от франц. Federation Internationale d»Escrime), в которую в настоящее время входят 114 государств. В июне 1914 Федерация приняла первые «Международные правила».

Поначалу фехтование культивировалось в основном в Европе, поэтому основным международным турниром (наряду с Олимпийскими играми) вплоть до 1936 был чемпионат континента, впервые проведенный еще в 1906. Начиная с 1937, ежегодно организуются чемпионаты мира. Со временем стали устраиваться подобные соревнования и среди спортсменов младших возрастных групп.

К настоящему моменту спортивное фехтование претерпело немало изменений: и в экипировке, и в правилах (включая формулу поединка и соревнований), и в методике подготовки, – это касается не только отдельных ее составляющих, но и некоторых базовых постулатов: к примеру, сейчас уже считается не обязательным начинать обучение новичков непременно с рапиры.

Не все новшества сразу находят общее признание у спортсменов и специалистов. Так, многие поборники «классического фехтования» поначалу категорически не принимали электрофиксатор в боях на рапире. В их числе был и легендарный французский спортсмен Кристиан д»Ориоля (4-кратный олимпийский и 7-кратный мировой чемпион), утверждавший, что с электрофиксатором тонкое и изящное фехтование на рапирах утратит былую прелесть и романтику и превратится в подобие «грубого» единоборства на тяжеловесных шпагах. Подобные рассуждения не лишены оснований: из-за электрофиксатора рапирные бои стали отчасти беднее по технике и «проще» по тактике. С другой стороны, ход фехтовального поединка, избавившегося от чрезмерной ритуальности и условности, стал заметно свободней и быстрей. Лишь с появлением подлинных виртуозов электрорапиры (и, прежде всего, нашего Виктора Ждановича) стало совершенно очевидно: бой с применением регистрирующей аппаратуры тоже может быть «умным» и изысканным. В целом же современное фехтование намного атлетичней и динамичней, чем единоборство былых времен.

Наряду с «обычным» фехтованием в разных странах мира по-прежнему культивируются и традиционные национальные виды единоборств на холодном оружии. В Японии это – кендо, фехтование бамбуковыми палками, входившее даже в неофициальную программу Олимпийских игр 1964 в Токио. На Северном Кавказе распространена парикаоба, фехтование на шашках со щитами, в котором применяются также «боевые (или хевсурские) кольца» – широкие плоские кольца с остро заточенным краем, надеваемых на большой палец руки. В Китае практикуется дуаньбин, фехтование на коротких бамбуковых мечах цзянь и дао, а на Филлипинах – единоборство на длинных (в человеческий рост) боевых шестах арнис кавайян.

Фехтование на Олимпийских играх. Фехтовальщики состязались уже на самых первых Олимпийских играх современности (1896). Фехтование – один из четырех видов спорта, входивших в программу всех без исключения Олимпиад. Участники Олимпийских игр-1896 соревновались в борьбе на рапирах и саблях (только мужчины). Сильнейшим среди рапиристов стал француз Ю.-А.Гравелотт, среди саблистов – грек И.Георгиадис.

Еще одна особенность фехтования как олимпийской дисциплины заключается в том, что уже на самых первых Олимпийских игр к участию были допущены профессионалы (инструкторы фехтования) – так называемые мастера. Эта своеобразная привилегия отмечалась в правилах, разработанных основоположником современного олимпизма бароном П. де Кубертеном. Мастера-рапиристы принимали участие в Играх 1896 и 1900. В 1900 к ним присоединились шпажисты и саблисты, соревновавшиеся и на промежуточных Олимпийских играх 1906.

С 1904 на Олимпийских играх разыгрывается командное первенство по фехтованию на рапирах (первые чемпионы – команда Кубы), с 1906 – на саблях (Германия). Были также добавлены в программу соревнования на шпагах: с 1900 – личные (Р.Фонст, Куба), с 1906 – командные (Франция).

Женщины впервые приняли участие в олимпийских соревнованиях по фехтованию (рапира) в 1924 (победительницей стала датчанка Э.Осиер). Командные состязания на рапире включены в программу в 1960 (первые чемпионы – спортсменки из СССР, в настоящее время женская командная рапира исключена из олимпийской программы). С 1996 женщины соревнуются также в фехтовании на шпагах (в Атланте первенствовали француженки: и в командном, и в индивидуальном зачете – Л.Флеззель). На Олимпийских играх-2004 в Афинах впервые проведены соревнования среди саблисток в индивидуальном зачете (победила М.Загунис, США).

Есть среди олимпийских чемпионов по фехтованию свои рекордсмены. Итальянец Н.Нади – единственный фехтовальщик, завоевавший 5 золотых медалей на одном олимпийском турнире (в 1920): в личных – рапира и сабля – и всех трех командных видах программы (еще одну золотую медаль он получил на Играх в 1912 за победу в турнире рапиристов). Его соотечественник Э.Манджаротти собрал самую большую среди всех фехтовальщиков коллекцию олимпийских наград – 13 (6+5+2), спортсмен завоевал их на пяти Олимпийских играх (1936–1960) в поединках (индивидуальных и командных) на шпаге и рапире. Венгерский саблист А.Геревич – единственный в истории спортсмен, побеждавший на шести Олимпиадах подряд (с 1932 по 1960), при этом в 1948 он завоевал «золото» и в личном, и в командном зачете, а последнюю из своих высших наград получил в 50 лет. В четырех Играх участвовал другой известный венгерский саблист Р.Карпати, завоевавший при этом 6 золотых медалей.

Надо заметить, что до середины 1950-х фехтовальщики Венгрии (сабля), а также Италии и Франции (рапира и шпага) были безусловными фаворитами олимпийских соревнований – и мирового фехтования в целом. (К примеру, венгерские саблисты в период с 1908 по 1960 девять раз выигрывали «золото» в командных соревнованиях на Олимпийских играх – еще один титул они завоевали в 1988). Но в кон. 1950–1960-е у них появились серьезные конкуренты, прежде всего в лице спортсменов из СССР, а также фехтовальщиков из Германии, Польши и некоторых др. стран. Команда наших рапиристок установила коллективный рекорд, четырежды (в 1960, 1968, 1972 и 1976) выиграв олимпийский турнир.

Читать так же:  Развитие наблюдательности

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button