Фехтование

Методика самостоятельной работы в учебном бою

altВо время спортивного поединка фехтовальщик остается один на один со 
своим противником и никто уже по ходу боя не может ему помочь. К этой
обстановке соревновательного боя спортсмена надо психологически готовить
заранее. С этой целью в нем необходимо воспитывать прежде всего
самостоятельность мышления и способность к быстротечному анализу.
Воспитываются эти умения в учебных боях и поэтому самостоятельная
работа над собой во время их ведения приобретает решающее значение в
овладении мастерством.
Вступая в учебный бой, фехтовальщик должен знать, над чем ему следует
работать. Учебный бой имеет сквозную стержневую задачу — совершенствовать
умение вести бой. Всегда имеются и временные, частные задачи, вытекающие из
конкретных индивидуальных нужд бойца. Сюда могут входить; техническая и
тактическая отработка отдельных еще не освоенных новых действий, исправление
недостатков, совершенствование своего «конька», развитие выносливости,
самообладания и т. д. В учебном бою фехтовальщику следует проникнуться
учебным рабочим настроением, подавляя в себе чрезмерное проявление боевых
эмоций и спортивного самолюбия. Спортсмен в учебном бою работает над собой,
и эту работу он должен выполнять четко, сосредоточив на ней свое внимание и
умственные усилия.
Процесс работы при этом следует осмысливать в форме внутренней речи,
что значительно повышает эффективность этой работы. Учебный бой
совершенствует или поддерживает на определенном уровне чувство боя и
остроту, точность восприятий всех его компонентов.
Главная тактическая забота фехтовальщика в учебном бою — повышать
умение наблюдать, отличая важное, существенное от случайного, не имеющего
боевого значения. При этом большую роль в накоплении боевого тактического
опыта играет способность, умение запоминать все, что может быть полезным в
бою.
Например, очень существенным является четкое представление о том, как
проявляется в поведении и движениях бойцов их неготовность встретить атаку
или какие предстартовые симптомы проявляются у фехтовальщиков перед атакой,
понял ли противник, что выдал себя невольным ответным движением на разведку,
или нет, бесхитростно ли движение бойца или таит в себе ловушку и т. д. При
этом следует дифференцировать общее, свойственное подавляющему большинству и
редкое, специфично-индивидуальное, нетипичное.
Предположения о том, что может замышлять противник на основании
предыдущих боевых взаимодействий, должны сочетаться в бою с усилиями
разгадать тактический смысл движений противника.
Без концентрации своего внимания на изучении отдельных тактических
объектов невозможно по-настоящему накопить тактический боевой опыт.
Усвоив общие для всех или большинства фехтовальщиков закономерности
тактической борьбы и приобретая в этом деле специальные навыки, фехтовальщик
может приступить к изучению своих конкретных противников, и особенно
основных соперников.
Совершенствование в понимании боевых тактических закономерностей должно
осуществляться посредством целенаправленных многократно повторяющихся
попыток разрешить определенные, четко поставленные тактические задачи в
аналогичные боевые моменты. Аналогичность условий и боевых ситуаций в этих
случаях желательна. Иначе трудно эффективно и быстро накапливать и
систематизировать свой боевой тактический опыт.
Упражняясь в разрешении тактических задач, фехтовальщику следует вести
дневник своих наблюдений и заключений, чтобы найденное как можно быстрее
входило в боевую практику.
Учебный бой должен проводиться с установкой на активное, инициативное
общение с противником. Искание и организация момента для проведения
внезапной, неожиданной для противника атаки должны стать доминантной в
сознании фехтовальщика, на фоне которой приобретают особую силу даже
эпизодические выходы из нее.
Очень ценным заданием на бой, имеющим широкое значение в воспитании
тактического мастерства, является техническое ограничение атак, например
применение только выпада без каких-либо сочетаний его с другими приемами
атаковых приближений. Это упражнение служит примером того, как на первый
взгляд незначительное техническое задание-ограничение, не имеющее как будто
бы тактической направленности, может интенсифицировать воспитание
специализированных психических качеств и освоение тактического навыка
широчайшего профиля.
Объективная необходимость «ловить» моменты неосторожных маневренных
приближений противника для нанесения ему укола-удара в однотемповых атаках
придаст в данном случае определенный тактический настрой всему бою, не
ограничивая при этом ученика каким-либо рецептом. Ученику волей-неволей
приходится терпеливо искать атаковые моменты, отталкиваясь в своих действиях
лишь от фактов боя.

Читать так же:  Интерактивный стол

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button