Внимание во время ведения боя
21.12.10 00:00
altВнимательность - первое условие тактически острого ведения боя. Бой 
требует мгновенных и глубоких концентраций внимания и его переключений.
Фокусировка внимания должна поспевать за молниеносными перипетиями поединка,
поэтому внимание фехтовальщика должно быть крайне подвижным, свободным от
моментов инерционности.
Флюктуация фокуса внимания при этом не освобождает спортсмена от
необходимости распределять свое внимание на две основные боевые заботы:
подготовить атаку и не быть застигнутым врасплох атакой противника.
При этом крайняя напряженность внимания соревнующегося должна
сохраняться не только на время ведения одного трудного боя, а и на все
многочисленные поединки в ходе соревнования.
Возникает вопрос о сохранении длительности концентрации внимания.
Нередко соревнующийся после нескольких трудных боев, а иногда и после
проведения одного боя от сильного нервного утомления теряет способность
концентрировать свое внимание, не может собраться и продолжает вести бой как
бы вслепую, все делая невпопад, хотя физически еще не устал. Неожиданно для
всех он становится жертвой менее сильных, нежели об сам, противников.
Запоминать, чтобы предвидеть. Сильные фехтовальщики надолго, если не на
всю жизнь, запоминают свои бои, имевшие для них особое значение в достижении
спортивного успеха, а также интересные по содержанию бои других
фехтовальщиков.
Запоминается в них все: внешняя обстановка, эмоции и, главное,
содержание, т. е. боевые перипетии, тактический диалог и техническое его
воплощение.
Специализированная боевая память фехтовальщика освобождает его от
полного незнания противника как бойца, даже если он с ним встречался в бою
один раз и то в далеком прошлом. Знание же противника, с которым предстоит
сейчас драться, каким бы оно ни было неполным и поверхностным, является
весьма существенным моментом в борьбе с отрицательным предстартовым
психологическим состоянием. Зная противника, фехтовальщик может эффективно
управлять своим вниманием, нацеливая его преимущественно на ожидание более
вероятных действий соперника.
Однако помнить противника как бойца еще мало. В каждом бою необходимо
запоминать все, что в нем делалось. Очень важно определить, впервые
применяется прием в бою или повторно и степень этой повторности. Например,
фехтовальщик в игре оружием и дистанцией делает шаг вперед и выпрямляет руку
в показе укола, но, выполняя этот прием, он должен помнить, сколько раз он
его применял, так как это влияет на ожидание того или другого
противодействия противника.
Прием, выполняемый первый, второй или третий раз, действует на
противника по-разному. Если на первое, неожиданное приближение с показом
укола противник, вероятно, отступит, то с каждым последующим выполнением
возрастает вероятность применения противником атаки с батманом.
При этом следует помнить, что многократность повторения, допустим,
одной и той же атаки, доведенная до крайности, может стать поводом для
дальнейшего успешного ее применения.
Исключительно важное значение получает скоротечное понимание намерении,
психологического состояния и ожиданий противника в процессе развернувшихся
боевых взаимодействий в схватке.
Фехтовальщик должен каждый момент боя чувствовать диалектически, т. е.
помнить и учитывать взаимодействия, в результате которых он возник. В этом
случае боец как бы предчувствует следующий "ход" противника в боевом диалоге
противодействий.
Тогда бой в целом и отдельные фразы в сознании фехтовальщика
представятся ему как единые и логические структуры, позволят ему в той или
иной мере предвидеть то или другое ближайшее действие противника, а может
быть, и последующее развитие всего поединка.
Бойцу, который не запоминает перипетии борьбы, бой представляется как
беспорядочный случайный набор одиночных неожиданных для него действий. Такой
фехтовальщик, будучи запуганным неожиданностью действий противника, ведет
бой крайне тревожно и постоянно запаздывает в своих двигательных
реагированиях и тактических опровержениях.
Значение представлений и воображения в деятельности фехтовальщика. Бой
с неизвестным противником для фехтовальщика чреват дополнительными
трудностями. В течение одного-двух боев очень трудно составить о незнакомом
противнике правильное представление.
Правильное же представление, т. е. характеристика противника, позволяет
фехтовальщику наметить если не план боя с ним, то, во всяком случае,
наиболее выгодное направление ведения боя.
Зная противника, можно четко представить его манеру ведения боя, найти
эффективные способы использования в целях достижения победы его слабых мест
и нейтрализовать его сильные стороны. Так, например, ясно представляя себе,
как тот или иной противник реагирует на внезапную для него атаку или на
ожидаемую, фехтовальщик имеет возможность действовать в нападении более
решительно и результативно, нежели против незнакомого противника.
Глубокое и широкое представление о противнике позволяет предвидеть не
только внешнюю сторону боя, но и мысли, эмоции и психическое состояние
противника в целом. Например, есть фехтовальщики, которые реагируют на
резкие и беспорядочные удары по оружию гневным раздражением, лишающим их
возможности действовать продуманно. Представление о противнике позволяет
точно предвидеть характер и содержание двигательного реагирования на
отдельные технические приемы во время ведения боя.
Например, некоторые фехтовальщики на возникшее по инициативе противника
соприкосновение клинков мгновенно и неосознанно меняют соединение или на
ожидаемую попытку противника нанести укол отвечают 6-м парадом, а на
неожиданную попытку реагируют 4-м парадом (инстинктивная защита) и т. д.
Хорошо зная противника, ясно представляя его спортивный облик в целом,
фехтовальщик, применяя в бою с ним даже совершенно новый прием, может
представить себе будущий ход и характер боевых взаимодействий.
Не обладая способностью представлять наиболее вероятный для данного
противника ход боевых реагирований на различные ситуации боя, фехтовальщик
не сможет направлять свои мысли в нужном направлении, вследствие чего
большинство действий противника будет заставать его врасплох.
Способность воображать стимулирует спортсмена в достижении им
спортивных успехов. Если представления о противнике приносят конкретную
пользу фехтовальщику в процессе ведения боя, то воображение вдохновляет его
в целом, воздействуя на спортсмена эмоционально. Вообразив себя победителем,
стоящим на пьедестале почета, а также овации зрителей, восторги знакомых и
родных, спортсмен загорается страстным желанием победить, что лучшим образом
способствует раскрытию спортивных возможностей.
Бой на "видение". У мастеров фехтования бытует и другое, родственное
чувству боя, понятие - "видение". Фехтовальщики нередко говорят: "вел бой на
"видение", "проиграл - не было "видения" и т. д.
Метод "видения" заключается в том, что фехтовальщик в своих действиях
во время боя пытается отталкиваться исключительно от увиденного или
воспринятого им посредством "чувства железа".
В таком бою спортсмен освобождается от тактической борьбы, делает
ставку на свое превосходство в быстроте и мастерстве точности восприятий и
свои технические реагирования. С осторожностью продвигается он вперед и
применяет в основном конкретные защиты, пытаясь поражать лишь те места у
противника, которые оказались открытыми в момент возникновения критической
дистанции. "Вел бой без тактики", - так говорят некоторые фехтовальщики о
таких бойцах. Но они не учитывают того, что только факт выбора и
сознательного применения этого метода уже является тактическим моментом. Тем
не менее известны большие мастера фехтования, про которых можно сказать, что
первый фехтовальщик обладает чувством боя, второй - боец преднамеренных
действий, а третий - работает на "видение".
 
  • _
  • _
  • _
  • _
  • _
  • _

Анонсы новостей

Основы специальной силовой подготовки в спорте

Развитие абсолютной силы мышц.Абсолютная сила характеризует предельное напряжение мышц человека, измеренное динамометром или наибольшим весом поднятого груза. Иными словами, абсолютная сила—это максимальное значение силы, проявленной в условиях изоме...

Читать полностью

Статистика посещений сайта

Просмотрено статей : 1342387
Яндекс.Метрика