Молдавский народный танец
Самый распространённый и популярный танец в Молдове – это хоро. Когда-то это слово обозначало не конкретное направление, но гулянье, праздник в общем смысле. Теперь же, хоро – это массовый танец, во время которого исполнители, двигаясь в умеренном темпе, образуют круг, держа друг друга за руки.
Определённого сценария у него не существует, это сплошная импровизация, а для каждого района Молдовы характерен свой вариант исполнения и названия хоры. Например, если исполнялся или зародился в округе горы Бельц, то назывался «Хора де Бэлць», танец в честь невесты – «Хора миресей», а иной раз просто «Нунтяска» или «Флоричика».
Примерно середина девятнадцатого века – это время, когда слово «хора» заменяется словом «жок», что означает опять же гулянье и забаву. Жок проводился на определённом месте: в поле, возле мельницы, или на большой центральной площади. Группа молодых парней собирала деньги «в общий котёл» и нанимала музыкантов, которые обязаны были играть с утра до вечера. Начинался жок с традиционной хоры, а продолжался самыми разными танцами, среди которых были заимствованные у разных народов, но исполнявшиеся по-своему пляски (русяска — русские народные, булгэряска — болгарские, кявкязеска — кавказские танцы, сырба — сербские, цыгеняска — цыганские), мужские воинственные танцы (бэтута, войничяска, хайдучяска).
Мужские пляски, в которых отразилась вся история борьбы молдаван за свободу, требовали от танцоров недюжинного мастерства и особой ловкости, в них принимали участие только лучшие из лучших. Во главе линии из мужчин, держащих друг друга за кисти рук, пояса или плечи, двигается лидер-ведущий. Линия то извивается зигзагами, словно поясок, то смыкается в круг, то снова выпрямляется. Ноги исполнителей выбивают громкую, чёткую дробь. это сопровождается воинственными вскриками (киуитурь) и стихотворным речитативом в юмористической форме (стригэтурь). один из самых популярных молдавских плясок называется поама, и рассказывает о сборе винограда. Для него особо характерен лёгкий и быстрый вертикальный подскок.
Народные танцы Молдовы могут быть посвящены либо каким-нибудь обрядовым действиям (дрэгайка, кэлушарий, зестря, остропецул), либо основываться на простых бытовых сюжетах (ынвыртита, трей лемне, брыул и всем известная молдавеняска). Невозможно представить традиционный молдавский танец и без национального оркестра с названием тарафа, основу которого составляли цимбалы, скрипки и флуер.
По материалам портала Lezginka.biz