Спортивное ориентирование

Ориентирование как приключение

altОриентирование пришлось по вкусу не только спортсменам. «Бороться и искать» понравилось и людям далеким от спорта. Результат — высокая популярность игр этого формата.

Леттербоксинг (letterboxing)
Прародитель многих современных поисковых игр. Автор: Джеймс Перррот, дата создания: 1854 год. Цель игры проста — собрав подсказки, необходимо найти «почтовый ящик», хорошо замаскированный на местности. Внутри ящика находится регистрационный лист, в котором участник ставит свой личный штамп, — и такой же, в журнал самого участника. Смысл игры в коллекционировании найденных ящиков. Точнее отметок об их посещении.


Почтовый ящик посреди безлюдной местности — это не мираж и не обман зрения, это леттербоксинг.

Леттербоксинг — это смесь поискового азарта, навыков ориентирования на местности и умения решать головоломки (ключи-подсказки нередко предлагаются в форме загадок). Для ящиков выбираются живописные или исторические места, так что участники игры имеют возможность ознакомиться с историей и географией региона, в котором проводится поиск и именно в этом заключается основная притягательность игры. Порой ящики ставят в труднодоступных местах: в горах, под водой, за Полярным кругом, в джунглях.


Так выглядит учетный журнал в игре. Хорошим тоном считается не купить личную печать, а вырезать ее самому.

Ключи для игры сейчас можно найти в Интернете на специализированных сайтах. Раньше их печатали в журналах или информация передавалась в устной форме. Помимо этого на сайтах множество полезной информации по основам ориентирования и навыкам работы с компасом.
Наибольшую популярность игра имеет на своей родине в Англии, где только в одном Дартморе по различным оценкам находится от 10 до 40 тыс. игровых ящиков. К «играющим странам» относятся также Новая Зеландия, США, Шотландия, Голландия. В России этот вид развлечения практически не известен.
Желающим кроме удовольствия от поиска получить еще и материальную награду предлагается попробовать себя в «Охоте за сокровищами»
   

Геокэшинг (geocaching)
Толчком к развитию игры послужила введенная с 2000 года общедоступность системы GPS.
Дэйв Алмер из Портленда в одной из сетевых конференций предложил друзьям новую игру Stash («Тайник»), суть которой в том, что один человек создает тайник, публикует его координаты в Интернете, а игроки по этим координатам при помощи портативных навигаторов пробуют тайник отыскать. Навигатор позволяет определить примерное расположение тайника, для точного обнаружения необходимо следовать подсказкам. Содержимое первого тайника составляли видеокассеты, книги, компьютерные программы, продукты, деньги. Информация о тайнике была опубликована на сайте sci.geo.satellite-nav.
Через неделю Алмер уже официально объявляет о создании новой игры и меняет ее название на «Geocaching». Несколько позже создается домен geocaching.com, являющийся официальным сайтом игры.
В России геокэшинг культивируется с 2002 года, и основной упор организаторы игры делают на то, чтобы игроки имели возможность познакомиться с культурой, красотой и историей мест, в которых проходит игра. У любого игрока есть возможность не только искать тайники, но и самому создавать их.


Главная добыча геокэшера, разумеется, не контейнер с символическими подарками, а масса новых впечатлений и сам азарт кладоискательства.

Цитата
«Сейчас сайт игры Геокешинг превратился в крупнейшую базу данных достопримечательностей России. Причем каждая точка имеет не только свои координаты, но и подробное описание местности и достопримечательности, фотографии, а так же мнения уже посетивших ее игроков.
В 2005 году количество тайников перевалило за 1000 штук, а в игре приняли участие более 5000 человек по все России! За несколько лет Геокешинг превратился из игры для «избранных» обладателей GPS-навигаторов в массовое увлечение! Теперь это не только поиск тайников, но и регулярные тематические встречи геокешеров на природе, обучение новичков азам GPS-навигации, собственный магазин по продаже символики игры и GPS-навигатров, а также организация корпоративных мероприятий, «призовых» игр и конкурсов для спонсоров».


Бонус: официальный сайт русских геокэшеров. GPS-игры, сайт. Заметки геокэшера, сайт.

Охота за передатчиком (transmitter hunting)
Не спортивная игра, популярная в основном в США, аналог «охоты на лис», в которой участники передвигаются на автомобилях. Цель: запеленговать и обнаружить определенное число замаскированных радиопередатчиков. Расстояние между передатчиками может быть довольно значительное.


Автоохотники оборудуют машину радиоаппаратурой в меру своих сил и умений. В данном случае в избытке и то, и другое.

В России некоторые радиостанции предлагают своим слушателям принять участие в охоте на «машину-лису».
   

Схватка («Encounter») и Дозор
Одноплановые динамические игры, игровая концепция которых заключается в прохождении командами определенного количества этапов-миссий (обычно 10) за определенное время. Победителем считается команда, справившаяся со всеми заданиями быстрее других.
Каждая команда оплачивает установленный стартовый взнос. 50% от суммы сборов выплачивается победителям. В игре одновременно принимают участие не более 12 команд.
Для игры каждой команде необходим автомобиль, также участники должны иметь мобильную связь, доступ в Интернет и фонарики.
Команда делится на мобильную группу, занимающуюся непосредственно прохождением этапа, и координатора, которому полевые игроки сообщают о найденных кодах. Координатор через Интернет отсылает коды организатором, те выдают новое задание, которое он в свою очередь, сообщает команде.
Цель каждой миссии — найти код и ввести его на сайте, после чего получить доступ к очередному заданию. Код может быть спрятан где и как угодно: заложен в подземелье, начертан на камне или стене, напечатан в свежей газете, закреплен на дереве, вручен «агентом». Кодом может оказаться набор цифр и символов, шекспировская строка, фамилия дворника с соседней улицы.
Для того, чтобы отыскать код необходимо решить головоломку, описывающую его местонахождение.

Пример головоломки:
«Могучиий волшебниик А- шестой наслаал заклинаание наа нааш гороод. Волшебствоо выразилоось в тоом, чтоо наа невысокиих постройкаах появилоось электричество».
Ну что? Понятно куда ехать и что искать? Нет?.. Но это элементарно!
Таким стилем речи говорят эстонцы. Город — Таллинн. Следовательно ул. Таллинская. Около дома 6А есть пристройка, на крыше которой был код. А совсем рядом с пристройкой — трансформаторная будка.


Сама игра проводится в условиях ночного города:
«Игровое поле — весь ваш город, его центр и закоулки (возможны пригороды и близлежащие районы). Типичный уровень — это такое место, где тьма, жутко и дух захватывает. Это могут быть старые развалины, бункеры и вышки, недостроенные и заброшенные коробки многоэтажных зданий, где в мрачных подвалах под ногами хлюпает вода, в углах то и дело натыкаешься на следы пребывания бомжей, там, где ждешь стену — звезды, а лестницы не имеют перил и обрываются в пустоту. Организатор первым проходит экстремальный маршрут, и это само по себе великолепное приключение для вас и ближайших помощников.
В ваших руках все тайны, потому что именно вы разрабатываете сценарий десяти уровней. Придумывание очередного сражения — процесс исключительно творческий: в привычной среде найти потрясающий объект, сочинить умопомрачительное задание, хитро упрятать коды, предусмотреть всю материальную часть, измыслить забавные ситуации для ваших агентов и проинструктировать их».


География игр обширна и количество городов, вливающихся в игру, постоянно растет. Помимо городов России, Белоруссии и стран ближнего зарубежья к играм подключились США и Англия.


Это не неудачное граффити начинающего настенного художника, это код к следующему этапу игры.

Привлекательность игры в уникальной игровой реальности, позволяющей на время игры полностью перенестись в нее их обычного мира. Вроде все те же улицы, те же дома, но воспринимаются они в игре совершенно по-другому. По словам самих игроков, они каждый раз с нетерпением считают дни, оставшиеся до очередной игры.
Нетребовательность к игровому инвентарю также можно отнести к достоинствам игры. Мобильные телефоны есть практически у всех, интернетом тоже никого не удивишь, а автомобиль давно превратился из «роскоши» в «средство передвижения».
К минусам игры можно отнести не всегда адекватную реакцию окружающих людей на участников. И хотя самим игрокам запрещено провоцировать или вступать в конфликт с «гражданскими лицами», время от времени происходят инциденты с людьми определенного сорта, также ищущими себе приключений на улицах ночного города. Время от времени игрокам случается выслушивать от нетрезвых гуляк угрозы (иногда от слов те переходят к делу). В таких случаях команде правилами предписывается покинуть место конфликта, не вступая в физический контакт с агрессорами.
Более подробную информацию об этих игровых проектах (ознакомиться с правилами, географией игр а также оставить свою заявку на участие, если они вас заинтересовали) вы можете получить по следующим ссылкам:
Бонус: проект «Схватка», сайт. Проект «Дозор», сайт.

GPS-Drawing
Забавная игра, в которой также используются возможности GPS-систем. Ее цель — перемещаясь по определенной территории (например, по городу), «нарисовать» своей маршрутной линией какой-либо рисунок. К примеру, контур животного. Или просто полюбоваться замысловатой траекторией своего пути.


Показывая свой «маршрутный лист» друзьям, можно их здорово повеселить. Прогулка в форме слона.
Корпоративное ориентирование
Это скорее отрасль бизнеса, возникшая не так давно с учетом потребностей населения.
Компании-организаторы предлагают специально организованные туры и тренинги по основам туризма и ориентирования, а также специфические занятия с психологами для развития сплоченности внутри трудового коллектива. Или просто проводят городские корпоративные игры-соревнования.
   

Шоу «Большой побег» («The Great Escape» Show)
Пример «реализации» (в смысле переноски в реальность) компьютерных игр-шуттеров. Игрок как бы становится компьютерным персонажем или главным героем приключенческого фильма. В его задачу входит сбежать из высокотехнологичной тюрьмы, по пути решая различные головоломки, преодолевая препятствия, избегая хитроумных ловушек и отыскивая сокровища-бонусы, помогающие в преодолении следующих этапов. Заплатив взнос в 15 евро, игрок получает определенное навигационное оснащение и 3 условных жизни (попытки верного прохождения). Если игрок тратит свои жизни раньше, чем выберется из тюрьмы, то игра заканчивается его досрочным поражением.

Читать так же:  Из истории спортивного ориентирования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button