Спортивное ориентирование

Технические виды спортивного ориентирования

altСпортивная радиопеленгация (СРП, «охота на лис», ARDF).
Военно-прикладной вид спорта, сочетающий в себе черты спортивного ориентирования и техническую подготовку.
СПР возник в 20-х годах прошлого столетия в Европе и изначально был «водным» видом спорта. Передатчики помещали в лодки, которые отгоняли в укромные, заросшие камышом уголки водоема. Постепенно СПР перебрался на сушу и из «охоты на уток» стал «охотой на лис».
В СССР быстро оценили военно-прикладное значение этого спорта, и было создано множество кружков как при радиосекциях, так и при самостоятельных клубах.


Умение работать с картой и верно составлять маршрут движения от «лисы» к «лисе» — основная составляющая удачного выступления.

«Лисой» в СРП называют коротковолновой передатчик, замаскированный на местности, который необходимо обнаружить спортсмену. Расстояние между «лисами» 3-4 км. Обнаружить их визуально можно, только подойдя к ним вплотную. Цель: при помощи пеленгатора обнаружить всех «лис» (всего их 5) на участке, ориентируясь по радиосигналу. Участок для соревнования подбирают так, чтобы прохождение трассы было затруднено естественными препятствиями — лесом, кустарником, рельефом, водными преградами. «Лисы» подают сигналы поочередно каждая в течение минуты, и для спортсмена необходимо наличие слуховой и зрительной памяти.
Рядом с «лисой» находится компостер, котором проставляются отметки, как и в СО — но порядок обнаружения произвольный.
Конечный результат выступления каждого спортсмена зависит как от уровня физической подготовки, так и от умения рассчитать оптимальный маршрут от «лисы» к «лисе».
СПР — заочный вид спорта, в котором общий старт не применяется. Отсутствие видимой конкуренции «расхолаживает» спортсмена, и в такой ситуации важную роль играет умение максимально мобилизовать свои силы.
Бонус: информационный сервер Спортивной Радиопеленгации. Международный Союз Радиолюбителей, сайт. Европейская Федерация Радиоспорта, сайт. ДОСААФ-РОСТО, сайт.

Спортивная спутниковая навигация (ССН)
Молодой вид технического спортивного ориентирования, возникший с появлением GPS-навигаторов (GPS, Global Positioning System, спутниковая навигационная система).
Спортсменам необходимо обнаружить и посетить заданное количество замаскированных КП (до 15 штук) за определенное время.
Соревнования проводятся для двух категорий: велосипедистов и бегунов, и различаются длиной дистанции. Как и в остальных видах СО у спортсмена есть карта и компас (КП на карте не отмечены). Плюс к этому ему необходимо иметь GPS-навигатор любой конструкции. Ограничение только одно — спортсмену запрещено иметь в памяти навигатора крупномасштабную карту места проведения соревнований.
С помощью навигатора спортсмен «засекает» КП и составляет маршрут, по которому выгоднее двигаться.


Знаки, отмечающие КП, во всех видах СО одинаковы. Не важно, бежит спортсмен «по старинке» — с компасом и картой, или в его руках новейший спутниковый навигатор.

Цитата
«Легко понять оптимальный порядок взятия сможет лишь тот, кто правильно нанесет на карту все КП, а также учтет характер местности, на которой проводятся соревнования. Ведь важно не только разгадать геометрию поиска, но и выбрать маршрут, наиболее легко «пробегаемый». А пересекать реку рядом с мостом или бежать по бурелому параллельно дороге — участь тех, кто не держит себя в карте.
В-третьих, GPS-навигатор указывает верный пеленг только тогда, когда спортсмен движется. Остановился — и точное направление на КП потеряно.
В четвертых, следует иметь в виду особенности распространения GPS-сигнала. Густой лес, холмы, даже тело человека часто представляют непреодолимую преграду для сигнала, идущего от спутника. Поэтому выбирать маршрут и особенно точки для ключевых пеленгов следует таким образом, чтобы быть всегда «на связи»».
 

Ралли
Ралли — вид автоспорта, в котором сочетаются умение максимально быстро преодолеть заданную трассу с умением ориентироваться в текущей ситуации и принимать мгновенные решения. Кроме этого спортсменам необходимо умение работы с картой и навигационными приборами, так как нередко в качестве трассы для ралли выбираются пустынные или труднодоступные районы.
История начинается с 1893 года, когда издатель парижской газеты «Le Petit Journal» Пьер Жиффар объявил о проведении первой автомобильной гонки по дороге между городами Париж и Руан. Длина трассы составляла 126 км. В ралли трассы выбираются таким образом, чтобы создать максимальные трудности для участников. Маршрут может проходить по проселку, дорогам с резким перепадом высот и крутыми поворотами, а то и вовсе по бездорожью.
Раллийный экипаж состоит из двух человек — штурмана и пилота (водителя). На высокой скорости пилот физически не успевает отследить все нюансы трассы, поэтому целиком полагается на штурмана, в задачи которого входит озвучивание легенды.
Штурманская легенда (стенограмма трассы): это набор команд, подаваемых штурманом пилоту во время прохождения спецучастка. Они информируют о возможных событиях на дороге: крутизне поворотов, изменению характера поверхности, препятствиях на пути следования, перекрестках, трамплинах, выбоинах, водных преградах, камнях и т.д. От точности, подробности легенды и удобства ее восприятия пилотом зависят успех и скорость прохождения экипажем спецучастка.

Цитата
«Для человека, никогда не сталкивавшегося с составлением легенды, стенограмма подобна древнееврейскому заклинанию «абракадабра»: слова знакомые, а смысл ускользает. Например, запись «200 бровь 20 левый 3 через трамплин» значит, что через 200 метров не будет видно продолжения дороги, но она будет длиться еще 20 метров, а затем сделает поворот налево, причем, поворот будет 3-й категории сложности, во время которого произойдет разгрузка шасси, то есть машина будет плохо управляться».



Свой вклад в сложность прохождения трассы вносит и пыль, поднимаемая колесами машин. Иногда она настолько густа, что пилот ведет машину практически вслепую. Следующий за этим «КАМАЗом» экипаж явно «идет по приборам».

Аварии на ралли достаточно часты и несут в себе опасность не только для участников, но и для зрителей. В 1955 году в Ле-Мане Mercedes Пьера Левега, вылетевший с трассы, задавил около 80 человек. А знаменитое ралли «Париж-Дакар» за 29-летнюю историю унесло жизни в общей сложности 46 людей, в том числе 24 участников.

Читать так же:  Ориентирование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button